Методическая разработка урока "Что же между ними общего?..(кровь и деньги)"

15.11.2018

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

 

 

Преподаватель    экономики    

Испайханова   Малика   Явмурадовна

Преподаватель     биологии         Сатиаджиева   Индира    Арсланбековна 

     

Цель урока: Формирование функционально –грамотной личности, что предполагает познание окружающего мира как целостной сложной системы взаимосвязи между людьми, окружающей средой и экономикой; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; изучить круги кровообращения у человека, повторить строение крови человека, повторить из экономики денежное обращение, свойства и функции денег.

                                          Ход урока.

Учитель   биологии:Ребята!Тема сегодняшнего урока «Что же между ними общего?.. Мы постараемся сравнить такие на первый взгляд разные вещи:кровь и деньги. Как можно определить степень аналогии между столь далекими друг от друга явлениями кровообращение, кровь и денежное обращение, деньги? Ведь они даже из разного пространства: кровь – это соединительная ткань организма животных и человека, деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения, сохранения (накопления) стоимости в государстве.

Хотя можно сказать, что их явления аналогичны, если описываются сходными действиями

 

Учитель экономики:Давайте сначала лучше просто представим, что государство это некий гигантский организм, а денежная система соответствует кровеносной системе, доставляющей к клеткам питательные вещества и кислород.

 

Чтобы наше сравнение можно было проследить,мы  ребята будем записывать наши выводы вот в такую таблицу, откройте тетради, разделите лист пополам. Левая половина – кровь, правая – деньги.

 

       Записываются характеристики.

 

   кровь                признаки           деньги 

                     

Учитель биологии :Кровь составляет внутреннюю среду организма, которая течет по замкнутой системе сосудов, находится в постоянном движении, связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества, полученные из пищи в органах пищеварения, и кислород из легких, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма.

   

Учитель экономики: А что такое деньги?

Ученик: Деньги, как и кровь, являются одним из составляющих денежного обращения во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты.

 

Учитель  биологии: Кровь движется по замкнутой системе сосудов. Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека, перекачивая кровь; ни один даже самый совершенный двигатель не может сравниться с ним по работоспособности. Останавливается только тогда, когда умирает человек. Кровь движется по сосудам благодаря сокращению сердца. По артериям – от сердца; по венам – к сердцу и в капиллярах – где и осуществляется обмен ве

Ученик: Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка. Насыщенная кислородом кровь поступает в аорту, а из нее в артерии, по артериям кровь идет к внутренним органам, сердцу, мышцам, костям. Там артерии распадаются на капилляры. Через капилляры артериальная кровь отдает клеткам питательные вещества и кислород, забирает от них углекислый газ и продукты жизнедеятельности клеток, становясь венозной. Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

ществ.

 Слайд 3  «Круги кровообращения»

поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в легкие. В легких происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа.

Учитель биологии: Вспомните из курса зоологии, какая кровь называется артериальной, а какая – венозной? Всегда ли венозная кровь течет по венам?

Ученик: Артериальная кровь богата кислородом, венозная углекислым газом; нет ,не всегда, так по легочным артериям течет венозная кровь, а по легочным венам – артериальная.

 

Слайд 4 «Круги обращения крови и денег»

Учитель экономики:Такое же циклическое движение можно встретить и в денежном обращении. Рассмотрим схему «Кругооборот денег между домашними хозяйствами и фирмами».

Ученик: На рисунке поток денег показан по часовой стрелке, а товаров и услуг – в противоположную сторону. Потребители – это те люди, которые используют товары и услуги для удовлетворения собственных желаний. Все мы потребители и имеем свои домашние хозяйства. В своей экономической жизни мы тратим деньги, покупая вещи. Мы расходуем деньги, которые зарабатываем, предоставляя факторы производства предпринимательским фирмам. Это означает, что различные формы выплат (заработная плата, прибыль, рента, процент) поступают в обмен на наш труд как вознаграждение за владение своим делом, а также за использование принадлежащего нам имущества. В обратном направлении в качестве платы за факторы производства течет денежный поток от фирм к домашним хозяйствам. Это обеспечивает     потребителям средства на покупку товаров и услуг.

Важный сектор экономики – государство. Здесь опять наблюдается поток услуг, текущий от домашних хозяйств к государству. Он создается людьми, которые работают в различных государственных структурах. Круг замыкают услуги, которые государство предостваляет своим гражданам В обратном направлении – от домашних хозяйств к государству – циркулируют налоги, уплачиваемые гражданам. Со своей стороны государство выплачивает заработную плату своим служащим и осуществляет выплаты иным лицам.. Аналогичные потоки денег и других

экономических ресурсов текут во взаимно противоположных направлениях между государством и предпринимательскими фирмами.

Учитель экономики. Во внутреннем круге мы видим движение товаров от производителей к государству и потоки услуг от государства к производителям. Во внешнем круге денежная оплата государственных покупок перетекает к фирмам,в то время как налоги от них направляются в государственную казну.

 Сходства – есть движение, обеспечивающее связь между различными структурами. Различия – в денежном обращении потоки текут во взаимно противоположных направлениях, в кровообращении – в одну сторону.

Слайд  5 -продолжение таблицы

 «  Сравнение крови и денег».

Учитель биологии:Кровь – это внутренняя среда организма. Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того, в ней не происходит размножения клеток. Восполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозге, который заполняет пространство между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. Кроме плазмы кровь состоит из красных кровяных клеток (эритроциты), белых кровяных клеток (лейкоцитов) и кровяных пластинок (тромбоцитов).

                   

                          

 

 

 

Слайд 6- продолжение таблицы «Сравнение крови и денег.»

 Слайд  7 «Функции денег»

 Учитель   экономики:Мы с  вами  знаем, что деньги  обладают  определенными  функциями,давайте  вспомним   какие?

Ученик  :Средство обмена,средства,средство измерения стоимости,средство сбережения.

Ученик:1) средство обмена- деньги облегчают торговлю, потому что они принимаются к обмену на любые товары;

Ученик: 2) средства измерения рыночной ценности товаров возникновение денег было связано неудобством бартера, который замедляет обращение товаров , деньги позволили упростить функционирование механизма цен и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой системе мер и учитывать их для нужд контроля и управления.

Ученик: 3) средство сбережения  деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме. Но обладание сокровищами в чисто денежной форме может быть сопряжено с потерями. Эти потери могут иметь вид неполученного дохода, который можно было бы извлечь при вложении сбережений в коммерческие операции. Кроме того денежные сбережения могут пострадать от инфляции.

Слайд  8 «Форменные элементы крови».

Учитель биологии :А разве кровь не обладает функциями?Кто  вспомнит  какие функции крови вы знаете?                                                                                              

Ответы учащихся.

 1)транспортная (перенос газов эритроцитами; питательных веществ плазмой); Хочу такой сайт

 

2) выделительная (перенос аммиака к печени, транспорт мочевины и других продуктов обмена веществ к почкам);

 

 3) терморегуляторная (тепловое излучение и теплопроведение через поверхность кожи);

 

4)защитная (иммунитет, фагоцитоз – лейкоциты; от кровопотери – тромбоциты);

5) регуляторная (транспорт гормонов).

Слайд 9-продолжение таблицы «Сравнение крови и денег»

Слайд 10 «Свойства крови и денег:стабильность и однородность »

Учитель  экономики: Деньги имеют также целый спектр специфических свойств, какие?

Ученики: 1) стабильность и однородность.

Ученик: например, бумажные деньги должны быть выпущены на одинаковой бумаге с одинаковыми водяными знаками.

Учитель   биологии: А кровь?

Ученик: Кровь также обладает относительно постоянным составом – гомеостазом( 40% форменные элементы и 60% плазма).

 Слайд 11 «Размеры форменных элементов и деньги входящие в кошелек.                                                                                                                                  

 

Учитель экономики: 2) портативность,

 Ученик: деньги должны быть такими, чтобы их легко было носить, удобно ими пользоваться в повседневной жизни).

 

 Учительбиологии: А у крови?

 Ученик: Форменные элементы также очень малы: толщина эритроцита – 2мкм, диаметр -8мкм, лейкоцита 12 -20, тромбоцита - 3-5 соответственно.

 

Слайд 12 «Деньги различной номинации и фракции крови»

Учитель экономики: 3) долговечность.

Ученик: чтобы обеспечить долгосрочное использование денег, их изготавливают из сверх прочной, износоустойчивой бумаги, а некоторые купюры изготавливают не только из бумаги, а и в виде монет

 

 Учитель биологии: А у форменных элементов?

 Ученик: Форменные элементы имеют каждые свою продолжительность жизни: Эритроциты 120 дней, лейкоциты от нескольких дней до десятков лет, тромбоциты около 8 дней.

Слайд 13 «Деньги и форменные элементы крови.»

Ученик.4) делимость.

Ученик: для осуществления платежей быстро, без дополнительных расходов деньги должны легко делиться на любые части. При таком делении можно легко заплатить любую сумму, получить сдачу и т.п. Чтобы обеспечить это свойство, изготавливаются деньги разных номиналов.

 

 Учитель билогии: А кровь?

Ученик: Кровь также делится на фракции: плазма и форменные элементы.

 

Слайд 14 «Отличимость денег»

Ученик. 5) отличимость, узнавание.

 Ученик: экономический субъект должен с первого взгляда определить, что перед ним находятся деньги.

 

 Учитель  биологии: А кровь?

 Ученик. Кровь вы тоже ни с чем не перепутаете – она красного цвета, эритроциты –двояковогнутый диск, лейкоцит – амебоидная, тромбоциты - амебоидная.

 

 Слайд 16- Продолжение таблицы                           

Учитель: Где образуются форменные элементы? Место образования эритроцитов – красный костный мозг, лейкоцитов – красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы; тромбоциты – красный костный мозг.

Вставляем в нашу таблицу.

Слайд 17 « Гипоталамус и ЦБ.»

Учитель  биологии: Объем крови в среднем у человека составляет 5 – 6 литров. А кто поддерживает постоянство объема циркулирующей крови, ее морфологический состав и физико-химические свойства плазмы? В организме существует два основных механизма регуляции системы крови – нервная и гуморальная. Нервная регуляция осуществляется в ЦНС гипоталамусом. Он через симпатический отдел вегетативной нервной системы стимулирует кроветворение, усиливая образование эритроцитов, участвует в регуляции осмотического давления, поддержании необходимого уровня сахара в крови и др. физико-химических свойств плазмы. Среди механизмов гуморальной регуляции крови особая роль принадлежит биологически активным веществам (гликопротеидам), синтезируемых главным образом в почках, печени и селезенке. Продукция эритроцитов регулируется эритропоэтинами, лейкоцитов – лейкопоэтинами, тромбоцитов – тромбопоэтинами. Эти вещества усиливают кроветворение в кроветворных органах. Стимулирующее влияние на образование форменных элементов оказывают также гормоны гипофиза (соматотропный гормон), коркового слоя надпочечников (глюкокортикоиды), мужские половые гормоны (андрогены). Женские половые гормоны (эстрогены) снижают кроветворение, поэтому содержание эритроцитов, гемоглобина и тромбоцитов в крови женщин меньше, чем у мужчин. Кол-во эритроцитов около 5 млн. в мм3, лейкоцитов – 6-8тыс., тромбоцитов – 350 тыс. в мм3.

Учитель  экономике:В государстве при выпуске денежных знаков происходит то же самое. Выпуск, печатание денег или эмиссионные операции осуществляет Центральный Банк (выпуск банковских билетов), а государство регулирует выпуск этих банкнот. Центральный Банк и государство – это и есть нервная и гуморальная регуляции. ЦБ по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы.

Если будет переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, то это есть кризисное состояние денежной системы – инфляция.

 

Учитель  биологии    обращает внимание на слова «кризисное состояние». Повышение числа в крови человека форменных элементов также приводит к кризисному состоянию организма: повышение эритроцитов – одна из форм лейкоза – эритремия; повышение лейкоцитов – лейкемия; тромбоцитов – тромбоцитемия – патологическое свертывание крови. Понижение числа эритроцитов приводит к анемии, лейкоцитов – лейкопения (истощение защитных сил организма), тромбоцитов – кровотечения.

Слайд 18 –продолжени  таблицы «Сравнение крови и денег.»

Вывод. Биология и экономика пользуются одинаковыми категориями и понятиями

 Дается задание ученикам. Часть составляет фразу из слов: тела, нет, без крови, нет, государства, без денег, государство, без денег, как тело, без крови. ( Нет тела без крови, нет государства – без денег. Государство без денег, как тело без крови.)

Слайд 19 «Ответ к заданию»

Другая часть учащихся составляет четверостишье из слов: экономика, биология, кровь, деньги.

 

Учитель   экономики   в  завершении: На примере только денег мы показали, что в государстве идут те же процессы, что и в живых организмах, есть структуры, которые выполняют те же функции что и в организме человека.

Презентация.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285919370

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».